Ребенку 2 года - Система Монтессори: что это такое?


Каждый ребенок, в силу своей индивидуальности, заслуживает особого подхода в воспитании. К сожалению, не все учебные учреждения способны разглядеть личность в каждом малыше и дать ему возможность всесторонне развиваться.

Педагогические устои в нашей стране в большинстве детских учреждений построены на коллективном подходе к детям, оценивание их действия или бездействия по усредненным общепринятым нормам. Теория Монтессори в корне меняет отношение к воспитанию и развитию ребенка.

Разработала методику, которая теперь носит ее фамилию, итальянский ученый, педагог и мыслитель Мария Монтессори. Родилась ее теория во второй половине XX века, когда Мария предложила альтернативную существующей методику воспитания. В основе ее теории ребенок с его внутренним миром и возможностью воспринимать окружающие его события и людей. Нет сравнительных характеристик и общих мерок поведения ребенка. Его ни с кем не сравнивают и не критикуют.

Система Монтессори построена на убеждении ее создательницы, что детей нельзя принуждать к учению. Нет в ее методе ни наказаний, ни поощрений, а лишь внутренняя мотивация каждого ребенка подражать взрослым и участвовать в их жизни.

Мария Монтессори была первым врачом-женщиной в Италии. Она лечила умственно отсталых детей с диагнозами, которые не давали им шанса на полноценную жизнь. Однако многим из них повезло, они попали в руки не просто врача, а педагога-новатора. Монтессори выявила связь между развитием мелкой моторики и речевыми способностями. В результате ее работы появились упражнения, направленные на тактильное обучение (через ощущения) . Дети, регулярно занимавшиеся в игровой форме, начинали лучше говорить и развиваться. В результате стараний Марии малыши с диагнозом начинали правильно излагать свои мысли и читать раньше, чем их здоровые сверстники. В дальнейшем появилась ее знаменитая система воспитания, которая до сих пор имеет много последователей.

Дети учатся лучше, если обучение построено на их внутренних биоритмах и они сами выбирают когда, в какое время и как долго они будут заниматься. Предмет занятий и дидактические материалы дети тоже выбирают сами. Поощряется темп выполнения заданий, который ребенок тоже задает сам. Необходимое количество времени на понимание и закрепление материала у каждого ученика индивидуальное. Тут его тоже ни в чем не ограничивают. Ведь во главу угла ставиться он сам - его желания и возможности.

В детском саду принцип обучения построен на подражании старшим в выполнении ежедневных действий: одеваться без помощи взрослых, складывать свои вещи, убирать со стола, застилать кровать и прочее. В школе упор делается на занятия в группах. Дети выбирают себе сотоварищей, с которыми им комфортно выполнять задание. Вид деятельности они тоже выбирают самостоятельно, ведь каждый ребенок руководитель своего развития.

Учитель, который знает, что такое Монтессори, занимается только разъяснением, как правильно использовать учебный материал. Он наблюдает за результатами, но не навязывает своих темпов и методов работы. Ребенок делает так, как ему удобно.

Дидактические пособия для упражнений, придуманные Монтессори, сегодня можно встретить в магазинах с развивающими игрушками. Она предложила использовать конусы и цилиндры, вставляющиеся друг в друга, полотна со шнуровками, рамки, застегивающиеся на пуговицы и другие игры, основанные на тактильных ощущениях.

Ребенок сам выполняет действие до того момента, пока не появится результат. Если он делает это не правильно, результата не будет. Ему нужно исправить свою ошибку и тогда все получится.

Классы по Монтессори не предполагают никаких привычных для нас парт. Дети сидят так как им удобно: на коврике или за своим столиком. Так возникает личное пространство и раскрепощенная обстановка. Группы составляют из детей разных возрастов. Это делается не случайно, а чтобы ребенок мог налаживать отношения, старшие помогали младшим. Часто дают одно задание на двоих, чтобы дети учились договариваться, общаться вместе делать общее дело.

Занятие напоминает игру в семье. Вокруг раскрепощенная семейная обстановка, когда каждый занят своим делом и взаимодействует с окружающими. Упор делается на небольшое количество занятий. Дети не перегружаются обилием материала. Ни что не должно отвлекать их от работы, все делается без суеты.

Во всем ребенку прививаются навыки самостоятельности. В дальнейшем он вырастает открытым к обучению, умеющим принимать самостоятельные решения и общаться.

Педагогическая теория Марии Монтессори имеет как последователей, так и критиков. Но до сих пор она успешно применяется и позволяет воспитать достойных членов общества. Ну а по какой системе воспитывать своих детей - выбор каждого.

Закрыть
Забыли пароль?